Описание модели

 



Концептуальные положения

Научно-теоретические основания модели формирования  двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы.

Проблема формирования двигательной культуры косвенно рассматривается с разных позиций.

Исходной научной базой модели стал ряд исследований по вопросам педагогической физиологии, организации здоровьеформирующей среды жизнедеятельности индивида в социальном сообществе, а также проблемам физической культуры сельских школьников;

  • стратегия формирования и сохранения здоровья человека средствами физического воспитания и спорта (В.К Бальсевич);
  • концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи (В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов);
  • теоретические основы двигательной активности в формировании функционального состояния и физической подготовленности сельских школьников (Н.М. Скороходов, Н.Т. Лебедева, Н.М. Куликов);
  • использование средств физического воспитания на занятиях в секции общей физической подготовки в сельской школе (В.А. Медведев, Ю.Ф. Курамшин, В.А. Коледа, Н.Н. Юдина,А.В. Жмулин, Н.А. Силаева,);
  • диагностика физического и функционального состояния и его регуляция на основе использования физических упражнений (Г.Л. Апанасенко, Т.А. Лебедева, В.А. Медведев, И.А. Криволапчук и др.);
  • разработка и использование методики индивидуализации двигательных режимов сельских школьников и представителей их ближайшего окружения (Т.А. Лебедева, В.А. Коледа, В.А. Медведев и др.).

Также в основу модели положены результаты и практические материалы диссертационной работы «Индивидуализация двигательных режимов сельских школьников на внеклассных занятиях по физической культуре» Снежицкого П.В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры физического воспитания и спорта Учреждения образования «Гродненский аграрный университет».

Модель формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы включает три компонента:

         1.целепологающий;

2.содержательно-организационный;

3.результативно-коррекционной.

Первым компонентом является целеполагающий,  который предусматривает следующее: цель, подходы, принципы, субъекты взаимодействия.

Целью реализации данной модели является формирование двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы на основе методики индивидуализации двигательных режимов.

Модель формирования двигательной культуры   основывается на гуманистической парадигме образования, отражает совокупность, личностно ориентированного, деятельностного, системного, событийного и средового подходов

Модель базируется на следующих  принципах: педагогической поддержки, самоанализа, учета возрастных особенностей, индивидуализации и дифференциации. Каждый из представленных принципов имеет научное обоснование и перспективные направления работы, реализуемые через функции,  классифицированные с позиций субъектов данного процесса.

Система работы по формированию двигательной культуры  являлась открытой, что способствовало привлечение не только обучающихся, но и их друзей, родителей, соседей, выпускников школы.

Субъектами  взаимодействия выступали  администрация учреждения образования, педагоги  (учитель физической культуры и здоровья, классные руководители, педагог социальный, психолог), обучающиеся и их друзья, родители, соседи, выпускники школы.

Вторым компонентом модели формирования двигательной культуры является содержательно-организационный    компонент.

Включает в себя направления деятельности педагогов и классных руководителей с учащимися и их законными представителями, взаимодействие участников модели с другими социальными партнерами; включение в процесс формирования двигательной культуры; организации рефлексивной деятельности.

Созданию оптимальных условий реализации проекта и эффективному управлению способствовала  работа координационного совета в составе председателя сельского исполнительного комитета, директора учреждения, врача амбулатории, заместителя директора по идеологической работе хозяйства.

Его основными функциями являлись  просветительская, воспитывающая, информационная функции.

С целью  реализации  просветительской функции организована следующая работа:

  • работы родительского клуба "Здоровая семья";
  • проведение обучающих мероприятий с участниками модели  по проблеме двигательной культуры (лекции, семинары, консультации) в рамках работы методического объединения классных руководителей, работы творческой группы;
  • публикация практических разработок и обобщения опыта педагогов-инноваторов в СМИ, интернет-порталах;
  • выпуск  рекламных проспектов, буклетов а также активное рекламирование здорового образа жизни.

С целью  реализации  воспитывающей функции была проведена следующая работа:

  • корректировка модели шестого  школьного дня с учетом реализации модели формирования двигательной культуры;
  • организация деятельности по проведению совместного досуга учащихся и представителей их ближайшего окружения (совместные спортивные праздники, спортивные соревнования);
  • организация работы объединений по интересам "Подвижные игры", "Играем в футбол", "Волейбол", секция общей физической подготовки;
  • создание на базе учреждения "Тропы здоровья";
  • организация сезонного спортивного фестиваля "Расту со спортом";
  • проведение методики индивидуализации двигательных режимов;
  •  проведение методики определения уровня двигательной культуры человека,
  • внедрение методики индивидуализации двигательных режимов
  • обработка результатов внедрения модели;
  • организация деятельности по проведению совместного досуга субъектов образовательного пространства;
  • организация клуба  для родителей "Здоровая семья" для педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров;
  • проведение тренингов, ролевых игр.

    Для  реализации информационной функции организована следующая деятельность, а именно:

  • организация страницы "Инновационная деятельность" на сайте учреждения образования;
  • организация сетевого взаимодействия: общение в виртуальной группе "Школьная пора" в социальной сети "ВКонтакте", "Двигательная культура", "Инновация Мосты" в электронном приложении Viber;
  • участие в семинарах-практикумах, организованных ГРОИРО.

 Третьим компонентом модели является результативно-коррекционный. Его основной функцией  является аналитическая, которая выражается в качественных изменениях физического здоровья и социальной успешности учащихся (достижение среднего или высокого уровней). А также коррекция двигательных режимов соответственно динамике показателей физического здоровья обучающихся и представителей их ближайшего окружения.

    В ходе использования различных методов оценки (контрольно-педагогические тесты, морфологические измерения и функциональные пробы, диагностики валеологического мониторинга) будут определены уровни двигательной культуры. Уровень физической подготовленности, измеряемый в баллах: исследуется сила, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость. Уровень функционального состояния, измеряемый в индексах и баллах: исследуется Кетле, жизненный, силовой, Робинскона, Руфье, Штанге/Генчи. Уровень двигательной среды, определяется в индексах и баллах: исследуется рабочая поза, двигательная активность, повседневная среда.

   В результате анализа и своевременной коррекции двигательной культуры будет сформирована система организации деятельности учреждения образования по формированию двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы, характеризующаяся стремлением к сознательному самообразованию по дальнейшему формированию двигательной культуры. 


КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ