Вся работа с
обучающимися по модели формирования двигательной культуры должна начинаться с
изучения у обучающихся уровня знаний в области здорового образа жизни, знаний о
влиянии двигательной активности на организм. Для этого необходимо провести ряд анкет «Что вы знаете о здоровом
образе жизни?».
Целесообразно
в начале учебного года изучить уровень физической подготовленности обучающихся,
уровень физического развития и функционального состояния организма.
Для выявлении физической подготовленности обучающихся необходимо предложить физические упражнения
согласно с нормативами школьной программы. Также необходимо изучить состояние здоровья обучающихся
согласно результатам медицинских
осмотров, по итогам которого составить «Паспорт здоровья».
Анализ результатов изучения уровня
знаний в области здорового образа жизни за
период с октября 2017 года по март 2020 года свидетельствует о том, что
произошли изменения по отдельным показателям: высокий уровень ЗОЖ повысился с
55% до 86%, средний уровень снизился с 35% до 11%.
Анализ уровня физической подготовленности показал, что в сравнении с диагностическими данными марта
2019 года в марте 2020 года отсутствуют учащиеся с УФП низкого и ниже среднего уровня
и одновременно наблюдается увеличение на 4,17 % учащихся с высоким и на 12,75%
с выше средним УФП.
В рамках работы
по реализации модели формирования
двигательной культуры предлагается апробировать методику
индивидуализации двигательных режимов сельских школьников и представителей их
ближайшего социального окружения на совместных занятиях и секциях общей
физической подготовки.
Для определения уровня двигательной культуры обучающихся и их ближайшего окружения первоначально необходимо провести диагностику повседневной двигательной активности физической подготовленности и функционального состояния субъектов образовательного пространства. Диагностика проводиться по опросно-диагностическим картам (ОДК), охватывающим различные стороны образа жизни человека. Чтобы обучающиеся овладели методикой расчётов, необходимо обучить их работе с диагностическими документами и инструментами при обследовании ими самих же себя. Затем данные необходимо внести в документ Мicrosoft Excel в соответствии с данными показателями ОДК.
На втором году апробирования методики индивидуализации
двигательных режимов субъектов
образовательного пространства на основании полученных данных учащихся V-XI классов необходимо
условно разделить на две группы:
экспериментальную и контрольную.
На основании диагностики повседневной двигательной
активности физической подготовленности и
функционального состояния субъектов образовательного пространства проводится оценка
уровня двигательной культуры учащихся экспериментальной группы и разрабатывается индивидуальный двигательный режим для каждого учащегося
экспериментальной группы.
Разработка индивидуальных двигательных режимов с учётом специфики
деятельности обучающихся и их текущего функционального состояния (ФС) состоит
из дозирования физической нагрузки по результатам текущего контроля,
представленной пробой Руфье.
Результатом этапа является
разработка и составление карты индивидуального двигательного режима (КИДР), определяющей долевое соотношение
направленности физических упражнений и темп их выполнения адекватно ФС
учащегося.
Для экспериментальной группы на
протяжении учебного года применяется
целенаправленная регламентация двигательной активности учащихся, базирующаяся
на компонентах индивидуальных режимов и реализуемая «станционным методом» и
методом строго регламентированного упражнения в спортивной секции «Общая
физическая подготовка» и на уроках физической
культуры. В марте итоговый контроль
уровня физической подготовленности (УФП)
и исследования по опросно-диагностической карте (ОДК) с учащимися экспериментальной и контрольной
группы.
Обучающиеся под руководством педагога корректируют
КИДР с указанием количества повторений, темпа и плотности упражнений, таким
образом, выбирают свой оптимальный
двигательный режим, исходя из собственного функционального состояния в данный
момент.
Корректировка
длительности упражнений осуществляется при помощи текущего контроля
функционального состояния школьников (проба Руфье). Обучающиеся замеряют пробу Руфье
самостоятельно перед каждым занятием и заносят в персональную таблицу каждого обучающего на компьютере в
программе Microsoft Excel. Уточнение индивидуального двигательного режима
производится раз в четверть, после чего в КИДР вносятся дополнения.
В
результате апробирования методики индивидуализации двигательных режимов
сельских школьников и представителей их ближайшего окружения в ГУО «Рогозницкий
учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» выявлено, что
участники эксперементальной и контрольной группы улучшили свои результаты.
Повысили показатели состояния здоровья на 55,94%, уровня физической подготовленности
на 8,91 %, уровня функционального состояния на 28,53%, снизилось количество учащихся в СМГ на 33,45 %.
С целью создания
условий для обеспечения оптимального двигательного режима целесообразно организовать
работу объединений по интересам «Волейбол», «Играем в футбол», «Женский
футбол», «Подвижные игры», «Общая физическая подготовка».
Основой для
двигательной деятельности обучающихся, своеобразной формой их самообразования в
области здоровья служит здоровьесберегающая среда в учреждении образования.
Здоровьесберегающая среда рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих психическое и физическое благополучие ребенка, комфортную моральную и бытовую среду в семье и образовательном учреждении.
Организация
здоровьесберегающего образовательного пространства в ГУО «Рогозницкий
учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» осуществляется через:
- использование индивидуальных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей относящихся к разным группам здоровья;
- индивидуального и дифференцированного подходов в распорядке дня;
- комплексов закаливающих мероприятий;
- физкультурных занятий всех типов (уроков, внеклассных спортивных мероприятий, занятия в объединениях по интересам);
- организацию деятельности волонтёрского отряда «Молодёжь за здоровый образ жизни!»;
- проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках шестого школьного дня;
- создание и обеспечение деятельности клуба для родителей «Здоровая семья»;
- создание на базе учреждения «Тропы здоровья»;
- проведение сезонного спортивного фестиваля "Расту со спортом";
- проведение информационно-пропагандисткой работы по повышению уровня знаний о здоровом образе жизни, двигательной культуре;
- внедрение здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, спортивные и подвижные игры, гимнастика, которые направлены на улучшение работоспособности, памяти, мышления).
- проведение Дней здоровья, физкультурно-спортивных праздников в зале и на улице;
- создание для ребенка «ситуации успеха».
Создавая
здоровьесберегающую образовательную среду, необходимо помнить, что
ребёнок развивается в деятельности. Поэтому необходимо создать такие условия
обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьесберегающей
деятельности.
С целью достижения более высокого уровня физической подготовленности и физического развития обучающихся предлагаются для реализации следующие мероприятия:
- организация работы Службы здоровья; разработка положения о Службе здоровья, составление плана мероприятий;
- наполнение плана шестого
школьного дня мероприятиями
физкультурно-спортивной направленности с привлечением педагогов, выпускников,
социальных партнёров;
- проведение информационно-просветительских мероприятий «Здоровым быть модно!» совместно с фельдшером амбулатории;
- разработка и реализация проектов воспитательно-оздоровительного учреждения «Спортик» («Расту со спортом», «Воздушное путешествие в страну «Здравница»), которые основаны на модели формирования двигательной культуры обучающихся;
- 1 раз в четверть
организация зональных дискотек
(танцевально-игровых программ «Двигайся больше!») для учащихся ІХ-ХІ классов с целью обеспечения позитивного эмоционального
режима в школьной жизни;
- организация деятельности агитбригады «Движение - это жизнь»;
- проведение спортивных праздников «Мы за здоровый образ жизни», совместно с социальными партнёрами микрорайона;
- построение учебной деятельности на принципах здоровьесбережения;
- разработка комплекса физкультминуток на русском и белорусских языках, развивающих двигательную активность, для использования всеми педагогами учреждения;
- ежедневное проведение утренней зарядки, динамичных двигательных перемен.
На базе ГУО «Рогозницкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» проведен областной семинар «Модель формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространствасельской школы как средство реализации здоровьесберегающего подхода в учреждении образования», в рамках которого проведены следующие мероприятия: двигательный марафон«#Давайте_двигаться!», спринт-конкурсы «Код здоровья: ЗОЖ!» с участием учащихся, педагогов и родителей; оформлена фотозона «Территория спорта»;
Работа с обучающимися способствовала сохранению здоровья, формированию необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, что подтверждает эффективность модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской щколы.