Работа с обучающимися

Вся работа с обучающимися по модели формирования двигательной культуры должна начинаться с изучения у обучающихся уровня знаний в области здорового образа жизни,  знаний о влиянии двигательной активности на организм.  Для этого необходимо провести ряд анкет  «Что вы знаете о здоровом образе жизни?».  

Целесообразно в начале учебного года  изучить  уровень физической подготовленности обучающихся, уровень физического развития и функционального состояния организма. Для выявлении физической подготовленности обучающихся  необходимо предложить физические упражнения согласно с нормативами школьной программы. Также необходимо   изучить состояние здоровья обучающихся согласно  результатам медицинских осмотров, по итогам которого составить «Паспорт здоровья».

Анализ результатов изучения  уровня знаний в области здорового образа жизни за период с октября 2017 года по март 2020 года свидетельствует о том, что произошли изменения по отдельным показателям: высокий уровень ЗОЖ повысился с 55% до 86%, средний уровень снизился с 35% до 11%.

Анализ уровня физической подготовленности показал, что  в сравнении с диагностическими данными марта 2019  года  в марте 2020 года отсутствуют  учащиеся с УФП низкого и ниже среднего уровня и одновременно наблюдается увеличение на 4,17 % учащихся с высоким и на 12,75% с  выше средним УФП.

В рамках работы по реализации модели формирования  двигательной культуры предлагается апробировать методику индивидуализации двигательных режимов сельских школьников и представителей их ближайшего социального окружения на совместных занятиях и секциях общей физической подготовки.

Для определения уровня двигательной культуры обучающихся и их ближайшего окружения первоначально необходимо провести  диагностику повседневной двигательной активности  физической подготовленности и функционального состояния субъектов образовательного пространства. Диагностика проводиться по опросно-диагностическим картам (ОДК), охватывающим различные стороны образа жизни человека. Чтобы обучающиеся  овладели методикой расчётов, необходимо обучить их  работе с диагностическими документами и инструментами при обследовании ими самих же себя. Затем данные  необходимо внести    в документ Мicrosoft  Excel в соответствии с данными  показателями ОДК.

На втором году апробирования методики индивидуализации двигательных режимов  субъектов образовательного пространства на основании полученных данных учащихся  V-XI классов необходимо  условно разделить на  две группы: экспериментальную и контрольную.

На основании  диагностики повседневной двигательной активности  физической подготовленности и функционального состояния субъектов образовательного пространства проводится  оценка  уровня двигательной культуры учащихся экспериментальной группы  и разрабатывается  индивидуальный  двигательный режим для каждого учащегося экспериментальной группы.

Разработка индивидуальных двигательных режимов с учётом специфики деятельности обучающихся и их текущего функционального состояния (ФС) состоит из дозирования физической нагрузки по результатам текущего контроля, представленной пробой Руфье.

Результатом этапа  является разработка  и составление карты индивидуального двигательного режима (КИДР), определяющей долевое соотношение направленности физических упражнений и темп их выполнения адекватно ФС учащегося.

Для  экспериментальной группы на протяжении учебного года  применяется целенаправленная регламентация двигательной активности учащихся, базирующаяся на компонентах индивидуальных режимов и реализуемая «станционным методом» и методом строго регламентированного упражнения в спортивной секции «Общая физическая подготовка» и  на уроках физической культуры. В марте итоговый контроль  уровня физической подготовленности (УФП)  и исследования по опросно-диагностической карте (ОДК)   с учащимися экспериментальной и контрольной группы.

Обучающиеся под руководством педагога корректируют КИДР с указанием количества повторений, темпа и плотности упражнений, таким образом,  выбирают свой оптимальный двигательный режим, исходя из собственного функционального состояния в данный момент.

Корректировка длительности упражнений осуществляется при помощи текущего контроля функционального состояния школьников (проба Руфье).  Обучающиеся замеряют пробу Руфье самостоятельно перед каждым занятием и заносят в персональную  таблицу каждого обучающего на компьютере в программе Microsoft Excel.  Уточнение индивидуального двигательного режима производится раз в четверть, после чего в КИДР вносятся дополнения.

В результате апробирования методики индивидуализации двигательных режимов сельских школьников и представителей их ближайшего окружения в ГУО «Рогозницкий учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» выявлено, что участники эксперементальной и контрольной группы улучшили свои результаты. Повысили показатели состояния здоровья  на 55,94%, уровня физической подготовленности на 8,91 %, уровня функционального состояния на 28,53%, снизилось  количество  учащихся в СМГ на 33,45 %.

С целью создания условий для обеспечения оптимального двигательного режима целесообразно  организовать  работу объединений по интересам «Волейбол», «Играем в футбол», «Женский футбол», «Подвижные игры», «Общая физическая подготовка».

Основой для двигательной деятельности обучающихся, своеобразной формой их самообразования в области здоровья служит здоровьесберегающая среда  в учреждении образования.

Здоровьесберегающая среда рассматривается  как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих психическое и физическое благополучие ребенка, комфортную моральную и бытовую среду в семье и образовательном учреждении.

Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ГУО «Рогозницкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» осуществляется через:

  • использование индивидуальных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей относящихся к разным группам здоровья;
  • индивидуального и дифференцированного подходов в распорядке дня;
  • комплексов закаливающих мероприятий;
  • физкультурных занятий всех типов (уроков, внеклассных спортивных мероприятий, занятия в объединениях по интересам);
  • организацию деятельности волонтёрского отряда «Молодёжь за здоровый образ жизни!»;
  • проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках шестого школьного дня;
  • создание и обеспечение деятельности клуба для родителей «Здоровая семья»;
  • создание на базе учреждения «Тропы здоровья»;
  • проведение сезонного спортивного фестиваля "Расту со спортом";
  • проведение информационно-пропагандисткой работы по повышению уровня знаний о здоровом образе жизни, двигательной культуре;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, спортивные и подвижные игры, гимнастика, которые направлены на улучшение работоспособности, памяти, мышления).
  • проведение Дней здоровья, физкультурно-спортивных праздников в зале и на улице;
  • создание для ребенка «ситуации успеха».

Создавая здоровьесберегающую образовательную  среду, необходимо помнить, что ребёнок развивается в деятельности. Поэтому необходимо создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать  субъектом своей здоровьесберегающей деятельности.

    С целью достижения более высокого уровня физической подготовленности и физического развития обучающихся предлагаются для реализации следующие мероприятия:

 На базе ГУО «Рогозницкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» проведен областной семинар «Модель формирования двигательной культуры  субъектов образовательного пространствасельской школы как средство реализации здоровьесберегающего подхода  в учреждении образования», в рамках которого проведены следующие мероприятия: двигательный марафон«#Давайте_двигаться!»спринт-конкурсы «Код здоровья: ЗОЖ!» с участием учащихся, педагогов и родителей; оформлена  фотозона «Территория спорта»;

 Работа с обучающимися способствовала сохранению здоровья, формированию необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни, что подтверждает эффективность модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской щколы.

Методическая копилка внеклассных мероприятий по предлагаемой инновационной модели, разработанных педагогами-новаторами.